Статьи

Выступление на семинаре "Интеграция"

 Здравствуйте. слайд 1


Сегодня мы поговорим о межпредметной интеграции как об одном из условий реализации ФГОС, а именно о ее практической стороне.


Межпредметная интеграция – это соединение нескольких дисциплин в одном уроке с целью выполнения образовательной, развивающей и воспитательной функций в их органическом единстве. слайд 2


Соотнесем определение понятия «межпредметная интеграция» с требованиями Федерального государственного стандарта.


Какие требования ФГОС способна выполнить межпредметная интеграция? слайд 3


Межпредметная интеграция и требования ФГОС


Требования ФГОС                                                                                        Межпредметная интеграция


Умение самостоятельно определять цели                                                                        +


Умение продуктивно общаться и взаимодействовать


в процессе совместной деятельности                                                                               +


Владение навыками познавательной, учебно-


исследовательской и проектной деятельности                                                              +


Умение самостоятельно оценивать и принимать


решение                                                                                                                                +


Владение языковыми средствами                                                                                      +


Владение навыками познавательной рефлексии +


Умение ориентироваться в социально политических


и экономических событиях (мировоззрение)                                                                    +                                                                                                                      


Исходя из этого, можно сделать вывод: использование межпредметной интеграции в современной образовательном процессе способствует формированию социально-адаптированной личности.


В подтверждение можно привести следующие аргументы: слайд 4


- появляется возможность изучения материала по разным предметам как единого целого,


-расширяется возможность для развития речи учащихся, кругозора школьников,


-развивается умственная деятельность,


-появляется желание учиться, формируются положительные нравственные качества.


Но не всякое объединение различных дисциплин в одном занятии автоматически делает его интегрированным. Необходима ведущая идея, реализация которой обеспечивает неразрывную связь, целостность данного занятия.


Межпредметная интеграция возможна, если слайд 5


-объекты исследования совпадают либо достаточно близки;


-в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;


-они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.


Чем интересны и полезны интегрированные модули? Что дают такие программы ученикам? Межпредметная интеграция: слайд 6


-позволяет перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимному изучению;


-изменяет уровень интеллектуальной деятельности, а значит, повышает уровень знаний по предмету;


-даёт возможность познать мир во всем его многообразии, привлекая научные знания, литературу, музыку и живопись;


-способствует эмоциональному развитию.


Все школьные дисциплины обладают интегрированным потенциалом. Какие уроки можно интегрировать в средних классах? Литература и история, литература и музыка, математика и технология, литература и изобразительное искусство, история и изобразительное искусство, биология и география. Но в рамках реализации требований ФГОС наиболее интересным является метапредметный модуль из четырех или трех предметов.


Программа модуля «По страницам прошлого» разработана учителями гуманитарных дисциплин нашей школы (это учителя литературы, истории, изо, музыки): Воскобой Н.А., Червякова Г.П., Кургузова Н.И.


Алешникова Е.Ю. Она рассчитана на учащихся 7 класса.


Программа включает в себя гуманитарный блок соответственно по 4 направлениям: литература, история, изобразительное искусство, музыка.


Цель метапредметного модуля: углубить и расширить знания учащихся о роли человека в истории Российского государства и развитии искусства.


Программа предусматривает следующий объем учебной нагрузки: (слайд 7)


литература – 2 часа в месяц (18 часов в год)


история - 2 часа в месяц (18 часов в год)


изобразительное искусство – 1 час в месяц (9 часов в год)


музыка - 1 час в месяц (9 часов в год)


Итого: 6 часов в месяц (один учебный день), 54 часа в год.


Структура программы: 1) пояснительная записка, 2) содержание, 3) тематическое планирование и 4) учебно-методическое обеспечение. В свою очередь, пояснительная записка состоит из следующих подразделов: 1.1. Область применения программы; 1.2. Общая характеристика метапредметного модуля; 1.3. Место метапредметного модуля в учебном плане; 1.4. Цели метапредметного модуля – требования к результатам освоения курса. (слайд 8)


Реализация данной программы ориентирована на достижение метапредметных, предметных и личностных результатов, которые подробно прописаны в таблице результатов в пункте 1.4.


Содержание включает в себя 9 тем занятий. Это модули, в каждом из них интегрированы 4 предмета (литература, история, изобразительное искусство, музыка): (слайд 9)


1. Введение. М.В. Ломоносов - ученый - энциклопедист


2. Мой Пушкин


3. Москва Ивана Грозного


4. Петербург Н.В.Гоголя


5. Сибирскими дорогами декабристов


6. Крестьянский труд и судьба землепашца в истории и искусстве 19 века


7. Что есть доброта?


8. Мир романтизма


9.Судьба человека в военные годы глазами поэтов, художников, историков 20 века


При разработке программы мы ставили перед собой задачу - спланировать работу так, чтобы сведения, получаемые из разных предметов, дополняли и углубляли друг друга, то была выбрана форма занятий - неурочная, путешествие по станциям знаний. слайд 10


Образовательное путешествие - это технология открытого образования. Именно открытое образование выступает инструментом реализации ФГОС: обучающийся сам определяет траекторию обучения.


Образовательное путешествие разворачивается вокруг образовательной идеи, которая является связующей нитью всех объектов на маршруте путешествия и определяет исследовательскую деятельность учащихся. Его цель-самопознание и самосовершенствование, целенаправленный процесс постижения мира. Образовательное путешествие включает в себя три этапа: слайд 11 • Подготовка к путешествию • Работа на маршруте • Подведение итогов (защита) Рассмотрим эти составляющие образовательного путешествия. слайд 12 1. Подготовка к путешествию начинается с определения его темы (названия) и идеи (формулируется в коротком вступлении), выбора объектов для исследования и составления маршрута. Следующий этап – создание алгоритма деятельности учащихся и формулирование его в виде вопросов и заданий, составляющих содержание маршрутного листа. Затем педагог должен подготовить школьников, так как образовательное путешествие предполагает наличие у школьников определенных знаний, к которым они будут обращаться для ответов на вопросы. Необходимо учитывать уровень подготовки учеников, их интеллектуальные возможности. Необходимо ввести учеников в контекст предстоящего исследования, дать основные термины и понятия, снабдить нужной для исследования информацией. Это можно сделать как на уроке, так и на предшествующих ему консультациях. 2. Работа на маршруте. (слайд 13) Маршрут проходит в пространстве учебного времени или во время учебной экскурсии. Образовательное путешествие предполагает работу детей в малой группе (3-5 человек). В маршрутном листе четко определена последовательность действий учащихся. Вопросы и задания маршрутного листа должны быть составлены так, чтобы


учащиеся могли исследовать объекты, анализировать полученную информацию. Вопросы в маршрутном листе носят открытый характер, они не предполагают односложных ответов и должны стимулировать учащихся к выдвижению версий, обсуждению. Вопросы должны быть построены таким образом, чтобы можно было на них найти ответы через исследования, поиск информации, знакомство с объектами. В маршрутный лист могут быть включены: карты, схемы, иллюстрации, которые могут служить источниками информации. К ним относится также обращение за консультацией к учителю, исследования в библиотеке, Интернет - ресурсы. На первых порах, пока у учащихся нет определенных навыков, группу сопровождает педагог. Он направляет внимание учеников, организует их деятельность, руководстауясь вопросами и заданиями маршрутного листа. Прямые подсказки недопустимы. Если в процессе путешествия появляются неразрешимые вопросы, учитель, не давая готовый ответ, указывает на возможные источники получения информации «за рамками» образовательного путешествия. Это могут быть последующие исследования в библиотеке, музеях, консультации со специалистами, а также новые образовательные путешествия. Очень важно научить детей работать в группе, выслушивать мнение каждого участника путешествия, помнить, что каждый имеет право на собственное «видение» проблемы, учить аргументированно отстаивать свою точку зрения, принимать к обсуждению абсолютно все версии и гипотезы с последующей корректировкой. 3. Заключительная работа. Защита. (слайд 14) Завершается каждое образовательное путешествие подведением итогов работы, защитой материала своего маршрутного листа. Строится как проблемное обсуждение, в ходе которого ученикам предлагается изложить свой взгляд на вопросы, обозначенные в маршрутном листе. Выстроить содержание заключительного занятия педагог может самостоятельно, опираясь на вопросы, представленные в маршрутном листе. Форма проведения занятия может быть различной: выступление подгрупп, диспут, театрализация, создание выставок или коллекций. В любом случае это – не урок, а обучающая игра, имеющая свои правила и свою систему оценивания. Итак, интегрированный модуль - дает возможность формирования метапредметных умений, возможность углубленного изучения материала, творческий поиск и самостоятельный путь познания. Межпредметная интеграция помогает учителям лучше оценить способности и знания школьника, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности. Ученикам – познать мир во всем его многообразии, помогает развиваться гармонично и разносторонне, несет положительные эмоции и радость от процесса обучения. слайд 15