Статьи

Эссе «Развивающее обучение-основа формирования творческой личности»

 Что такое развивающее обучение? И почему я считаю его одной из самых главных образовательных технологий в современной школе? Как проблемный диалог на уроке помогает учить, воспитывать и развивать ребенка, формируя личность. Вопросы, вопросы, вопросы... Они вереницей мыслей и идей проходят через всю мою педагогическую работу, через жизнь среди детей и для детей. Это они, дети, ставят передо мной те цели и задачи, решая которые стремишься расти в их глазах, совершенствоваться, покорять новые вершины, идти в ногу со временем.


Наше развивающееся общество требует современно образованных людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются динамизмом, мобильностью, обладают развитым чувством ответственности. Я учитель... Я тот, кто помогает человеку стать Человеком, помогает формировать личность, учить мыслить, думать, а не жить по шаблону. Своей задачей я считаю дать ребенку все это, научить его учиться. Поэтому в преподавании я использую технологию развивающего обучения в условиях положительной мотивации учащихся.


Как учитель, я, прежде всего, выступаю в качестве помощника, сотрудника, а уж потом носителя информации. В современном мире знания, получаемые учащимися, стали доступнее: множество справочных пособий, сайтов Интернета. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания, он организуется в многообразных формах поисковой и мыслительной деятельности, как продуктивный, творческий процесс. Важнейшим принципом передачи информации в системе моей работы является поэтапное усложнение в обучении. Это касается не столько содержания материала, сколько приемов и методов обучения. Усложнение, по-моему, это не увеличение количества материала, а использование творческих заданий, привлечение ученика к самостоятельному поиску знаний, анализу и обобщению полученной информации. Здесь помощником является дифференцированный подход. При этом возрастает интерес учащихся к предмету и, как следствие, увеличивается развивающий эффект их обучения. Среди мотивов обучения - потребность самовыражения в процессе получения знаний через олимпиады, конкурсы, проекты.


Истинное усвоение знаний не сводится к простому запоминанию материала. Усвоенные знания предполагают эффективное использование этой информации. Поэтому способ ее получения должен быть не пассивный, а активный. Обучающийся активным способом гораздо легче может стать творческой личностью, чем при традиционном способе обучения. Работа по традиционной схеме: учитель объясняет, ученик слушает (или не слушает?), дома читает (или не читает?) учебник, ведет к тому, что мы теряем способных учеников. Поэтому я заменила старую схему получения знаний «учитель – ученик – учебник» на новую «ученик – учебник – учитель».


С недавних пор моим надежным спутником в педагогической деятельности стала книга «Проблемный урок, или как открывать знания с учениками» Е.Л.Мельниковой, кандидата психологических наук, доцента. Обучаясь на


курсах в московской Академии повышения квалификации, мне посчастливилось стать слушателем лекций Е.Л.Мельниковой, исследователя проблемного диалога и талантливейшего педагога наших дней. Из этой встречи я вынесла для себя главное: уроки необходимо строить таким образом, чтобы ученик сначала был вынужден, а потом и привык с самого начала получения знаний задействовать свои мыслительные способности (см. презентацию в приложении № 1). Я стараюсь на уроках направлять действия учащихся - решать творческие задачи вместе, а не вместо них. Так, например, в процессе проблемного урока ребята сами формулируют тему урока и цели (см. конспекты уроков в приложении №2). На уроках русского языка использовать метод проблемного обучения, воспитывая развитого ученика, творчески мыслящего, мне позволяют учебник М.М. Разумовской и новый учебник Л.М.Рыбченковой; на уроках литературы - учебник Г.С.Меркина. Личностные, метапредметные, предметные результаты образования требуют не только знания, но и умения их применять. Я уверена, что надежным помощником при овладении универсальными способами учебных действий являются именно эти учебники. «Русский язык» Л.М. Рыбченковой соответствует всем современным требованиям. Помогает ставить и решать учебную задачу через проблемную ситуацию. Способствует развитию творчески мыслящей личности, стремящейся к самообразованию и самореализации. На страницах учебника орфографический практикум, исторические справки, словарно-лексическая работа, тесты на проверку знаний учащихся по теме, смайлики-задания повышенной сложности, а также задания, предполагающие использование компьютера. Благодаря этому учебнику, мои уроки в 5 классе построены в соответствии с требованиями ФГОС. Разноуровневые тесты, применяемые на уроках как для проверки знаний, так и для закрепления изученного материала, дифференцированный подход, алгоритмы решения орфографической задачи, опорные схемы, иллюстрирование материала, технологические карты, электронные образовательные ресурсы - это то, что помогает мне осуществлять развивающее обучение. Главная задача для меня на любом уроке – это подобрать материал так, чтобы он заставил учеников в процессе поиска решения не только сравнивать, но и анализировать, именно эта деятельность усиливает развивающий эффект и способствует установлению метапредметных умений. Ученики работают эффективно, потому что уроки построены по трехступенчатой модели: активизация знаний, получение информации и ее осмысление, рефлексия.


Режиму отдыха и оздоровления учащихся в системе развивающего обучения я уделяю большое внимание. При составлении тематических планов учитываю следующее: здоровье учащихся имеет приоритет перед любым качеством образования как важнейшая ценность для человека, определяющая его благополучное существование в будущем, поэтому работа на компьютере чередуется с теоретическим материалом или проверочными работами или творческими заданиями без использования компьютера. В течение урока нагрузка на ученика должна быть равномерной: чередование


пауз, в которые предлагаются более простые задачи или задачи логического характера, которые пересекаются с темой урока, но более просты для понимания. Обязательно имеют место физминутки, как правило, интерактивные.


В своей работе я стараюсь подружить урочную и внеурочную деятельность друг с другом, чтобы они вместе делали единое дело - способствовали формированию и воспитанию личности развитой, социально адаптированной. Работа с одаренными детьми по индивидуальным программам в Центре одаренности, созданном на базе нашей школы, стала интересным событием в моей педагогической деятельности и еще одним доказательством того, что развивающее обучение - залог успеха. Программы по русскому языку (2011 г.) и литературе (2012г.), составленные мною, способствуют развитию творческого потенциала ученика, помогают подготовить ребят к олимпиадам и конкурсам (см. приложение №3).


В 2011-2012 году моими учениками были Машина Дарья (СОШ №12, 9 класс) и Зиненко Яна (СОШ №4, 9 «Б» класс), в 2012-2013 году Зозуля Дарья, Горина Анастасия (СОШ №4, 9 «А» класс) и Деревянкина Мария (СОШ №, 9 «Б» класс).


Мои шестиклассники – это любознательные, активные, а главное, творческие дети. Поэтому, я считаю, такой вид внеурочной деятельности, как театральный кружок, именно для них! (см. программу кружка в приложении №3) В течение прошлого учебного года ребята учились актерскому мастерству, читали сказки, рисовали, сочиняли, делали костюмы, встречались с художниками, писателями. Дети овладевают теоретическими и практическими навыками сценической культуры. Тем самым они не только развиваются, но и обучаются. Цель моей работы - личностный рост каждого ребенка (см. презентацию в приложении № 1).Театр поможет школьникам разобраться в общечеловеческих ценностях, лучше адаптироваться в социуме, научиться различать добро и зло посредством освоения сказочного пространства. Занятия театрального кружка проходили и проходят в районной библиотеке. Их организую и провожу я совместно с работниками библиотеки. Для встречи с детьми обязательно приглашаются известные в городе и за его пределами люди, связанные с искусством: художники, писатели, режиссеры. Так, например, в прошлом году, работая над темой «Добро и зло в цвете и рисунке. Сказка в искусстве», учащиеся получили массу приятных впечатлений от встречи с художником –графикомА. Аникеевым и знакомством с его работами к «Сказкам бабушки Куприянихи». Надолго запомнятся ребятам и увлекательные экскурсии в краеведческий музей. В работе творческого объединения школьники принимают участие по желанию. Каждый ребенок получает возможность проявить себя в качестве исполнителя роли в представлении. Отчетным мероприятием в мае стал спектакль «По сказочным тропинкам» (см. видео в приложении № 4). И в новом учебном году нас ждут интересные встречи, увлекательные занятия и новые роли. Я продолжаю начатое. «Театр + риторика»- новая программа театральной студии (рассчитана на два года), к осуществлению которой мы


приступили в сентябре 2013 года (см. программу кружка в приложении №3).


Технология развивающего обучения в условиях устойчивой положительной мотивации используется мной уже на протяжении многих лет, дает положительные результаты, дополняется новыми педагогическими технологиями. Результаты оправдали мои надежды.


Качество знаний по русскому языку возросло с 68% до 76%. Качество знаний по литературе- с 71% до 82%. Успеваемость по русскому языку и литературе -100%


2011 год - 11 «А» класс, ЕГЭ по РЯ сдавало 28 человек, 92 б.- Панарина Екатерина, 92б.- Лихобабина Виктория, 92б.- Червякова Маргарита.


2012 год- 9 «Б» класс, ГИА по РЯ сдавали 21 человек, КЗ- 52%, средний балл-3,8. Мои ученики- победители, призеры и лауреаты конкурсов, олимпиад (см. приложение № 5 )


Итак, для меня инновации – это, прежде всего, личностный рост каждого ребенка, раскрытие его творческих способностей, процесс выработки уверенности маленького человека в своих силах, в себе. Инновации должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех. Мои инновации – это образовательная технология развивающего обучения, которая помогает учить - воспитывая, воспитывать – развивая. У каждого творчески работающего учителя эти «новации» свои, но все они для детей, ради детей, ради тех, кто главнее всех в жизни учителя.


Приложение № 5


Победы моих учеников.


2010/2011 учебный год – победитель районного тура олимпиады по русскому языку и литературе Червякова Маргарита, ученица 11 «А» класса, участница областной олимпиады.


2010/2011 учебный год – лауреат региональной общественной премии «Золотой Лев-2011» Червякова Маргарита, ученица 11 «А» класса.


2010/2011 учебный год – победитель районного конкурса ораторского искусства Воронина Ирина, ученица 11 «А» класса, участница областного олимпиады.


2011/2012учебный год – победитель районного тура олимпиады по литературе Гибелинда Анна, ученица 9 «Б» класса, участница областной олимпиады.


2011/2012учебный год – призер межрегионального сетевого конкурса «Поэтическая тетрадь», участница Всероссийского сетевого конкурса «Признательность» Котова Екатерина, ученица 9 «Б» класса.


2011/2012учебный год – участник Всероссийского сетевого конкурса «Признательность» Абрасимовский Дмитрий, ученик 9 «Б» класса.


2012/2013учебный год – лауреат областного конкурса «Литературный лабиринт» Рубцова Татьяна, ученица 8 «А» класса


2012/2013 учебный год – призер районного конкурса ораторского искусства Аксенов Владимир, ученик 6 «А» класса.


2012/2013учебный год - победитель районного конкурса и призер областного конкурса «Старая сказка» Селезнева Алена, ученица 6 «А» класса.


2013/2014учебный год – победитель районного тура олимпиады по литературе Деревянкина Мария, ученица 10 «Б» класса.


ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ

«МОИ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ»


Ф. И.О. Червякова Галина Павловна